Читаю книгу Вайгена (или Вигена, не знаю, как правильно) Гурояна «Расположение сердца к добродетели: как классические литературные произведения будят нравственное воображение ребенка» (Tending the Heart of Virtue: How Classic Stories Awaken a Child’s Moral Imagination by Vigen Guroian). Хочу и с вами поделиться цитатами и мыслями.
Без историй не обойтись — они говорят то, что простые утверждения сказать просто не могут. Истории хранят в себе смысл нравственности, красочно показывая борьбу между добром и злом, где действующие лица должны сделать трудный выбор между правильным и неправильным, где герои и злодеи борются за судьбу придуманного мира.
Нравственность — это наш отклик на других людей и наша ответственность перед ними. А добродетели — это черты характера человека, помогающие ему использовать свою свободу морально ответственно. Многие думают, что добродетелям можно научить, раскладывая их по полочкам и приводя примеры. Но нет, очень мало такого образования переходит в преобразование характера. Оно даже может выйти боком, особенно если преподносится слишком рьяно и подавляет волю ребенка. Гораздо эффективнее показать добродетели во всей своей красе так, чтобы они были привлекательны и будоражили воображение.
В сказках и фэнтази характер и добродетели привлекательны, а зло и обман раскрывают свою истинную сущность. Сказки заставляют нас честно взглянуть на себя и задуматься о том, какими людьми мы хотим быть.
В классической сказке «Красавица и чудовище» сокрыта тайна добродетели — она появляется в самых неожиданных людях и местах с самыми непредсказуемыми последствиями. В начале говорится, что все три дочери были красивы, но особенно младшая, за что ее и звали Красавица. Но больше о ее красота не упоминается. Все внимание приковано к ее характеру — ее внутренняя красота противопоставляется гордыне, эгоизму и суетности ее сестер. Эта сказка учит простой истине о том, что внешность обманчива, не все то золото, что блестит. Но только тот, в ком самом есть добродетель, может разглядеть ее в другом. И еще одна истина — поступки человека, выбор, сделанный им в каждой конкретной ситуации, определяет то, каким он станет. Наша судьба не запрограммирована, мы выбираем свою судьбу. И конец наш тоже зависит от этого.
Как любая хорошая сказка, «Красавица и Чудовище» приглашает нас провести аналогии между придуманным миром и нашим миром. Нравственное воображение есть у каждого ребенка. Оно не вещественно. И оно даже не способность. Оно — процесс построения метафор из образов, получаемых из опыта, а потом поиск этим метафорам соответствия в своей жизни. Но его нужно постоянно подпитывать, иначе оно атрофируется за ненадобностью. К сожалению, зачастую в нашей культуре нет места метафорам, их подменяют фактами.
Сказки переносят читателя в придуманный, новый, интересный мир, и ставят перед ним задачу разобраться в нем, примерить на себя главных героев. Это безопасный мир, так как там можно идти на риск, не пожиная болезненных последствий, но получая радость от того, что эти рискованные поступки приводят к счастливому исходу. А в процессе меняется сам человек. Образы и метафоры из истории остаются с ним даже тогда, когда он возвращается к «реальной» жизни. Только когда нравственные принципы перестают быть сухими, этаким нравственным аналогом правил личной гигиены, когда они полны жизни, и ими так хочется обладать — именно тогда человек меняется.
Автор размышляет о столь популярном в наше время нравственном понятии как «ценности». Оказывается, ввел его в обиход Ницше в противовес христианским добродетелям — Бог умер, на смену ему пришел супер-человек (свободный индивид), который сам устанавливает свои ценности. В словарях ценности определяются как социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро. Ясно видно, что человек (ну или общество) — источник ценностей. Таким образом, введение в обиход понятия «ценностей» говорит о моральном релятивизме общества. Но сейчас общество идет еще дальше — человек волен выбирать себе ценности, как он выбирает еду в супермаркете. Мораль и ценности все больше становятся делом вкуса.
В наше время многие не рассматривают сказки как средство нравственного воспитания, считая их слишком жестокими и несовременными. На смену им приходят «более практичные» и «реалистичные» истории о жизни детей. Из этих историй легче извлечь моральные ценности, их легче разложить по полочкам, выявив «разумные причины», по которым лучше (читай выгоднее) поступить хорошо. Опираясь на логику, мы подходим к воспитанию нравственности также как к обучению, скажем, математике. Только мы идем еще на шаг дальше — мы не позволяем детям изобретать свою математику, но выбирать свои нравственные ценности позволяем. Учителя всячески избегают навязывать детям моральные ценности, стараясь лишь привести ребенка к более четкому формулированию того, во что он верит и что считает важным. Автор же вслед за Честертоном повторяет, что настоящее образование (признаем мы это или нет) невозможно без внушения, без навязывания идей. Мы должны стоять за истину, нисколько не колеблясь. Это и есть вечное образование — верить в истинность чего-то настолько, чтобы решиться говорить об этом с детьми. И в качестве инструмента такого образования сказки очень даже подходят. Кроме всего прочего они также указывают нам на то, что если есть сказка, должен быть и сказочник.
В университете на курсе «Сказкотерапия» говорили о том же, и как раз разбирали сказку «Аленький цветочек» (наш русский вариант, не диснеевский). Мы потом с детьми сразу посмотрели этот мультфильм)). Действительно, в сказке каждый момент несёт в себе мораль. Например, зависть сестёр, когда они не хотели отпускать свою младшую на остров и перевели стрелки часов. В тот момент они не о ней заботились, а просто не хотели, чтобы все эти богатства ей доставались и т.д.
Что касается авторских сказок, то можно придумывать сказки о своих детях. Давать героям похожие имена и раскрывать в истории какие-то особенности их детских взаимоотношений (жадность, хваставство и др) или в отношениях со взрослыми. При этом, не надо делать вывод. Ребёнок, сравнивая себя с героем, делает его сам: «Он обижал сестрёнку и вот, что из этого получилось… У меня тоже есть сестрёнка. Не надо её обижать!». В сказке дети сами для себя улавливают мораль. И это намного полезнее и интереснее, чем наши нравоучения!