Вторая глава до 14 стиха
Впервый раз на сцене появляется Вооз — дальний родственик Ноемини по мужу. Его имя значит «сильный». Он настоящий мужчина, «весьма знатный» человек, что в то время значило богатый, умелый воин, уважаемый человек. Он к тому же неженат.
Руфь просит Ноеминь отпустить ее подбирать колосья. Это значило крайнюю степень бедности. Бог заповедал израилетянам оставлять немного колосьев на поле, чтобы их могли подбирать те, кто нуждается: вдовы, сироты, чужестранцы. В наше время это как собирать бутылки на улице. Для Руфи это большой риск — она девушка, всякий может ее обидеть, плюс она никого не знает в городе. Но она верит, что Бог поможет ей. Как? Пошлет ее на поле к человеку, который будет добр к ней.
В Библии много говорится о бедных. Кто бывает беден? С одной стороны, вдовы, сироты, больные и т.д. С другой, пьяницы, лентяи, любящие тратить деньги и т.д. Бог заботится о первой группе бедных, как и мы должны заботиться (Бог дает нам, чтобы мы могли делиться с другими), но Он постоянно учит вторую группу, призывая их оставить неправильный образ жизни. Бог против того, чтобы бедные жили за счет других и не работали. Как мы увидим дальше, подбирать колосья — тяжелый труд.
Что говорит просьба Руфи о ее характере? Она не жалуется, не обвиняет других, не ждет, что о ней позаботятся. Она сама вызывается позаботится о Ноемини, хотя это и страшно, и тяжело.
Ноеминь соглашается, тоже, наверное, не с легким сердцем.
Она пришла на поле, «и случилось», что оно принадлежало Воозу. Действительно ли это случай? Конечно, нет. Это невидимая рука Бога, которая ведет нас по жизни. Для Него нет мелочей. Она не только «оказалась» на поле Вооза, но и сам Вооз «случайно» приехал в этот день именно в это время на поле. Какие его первые слова в книге? Молитва благословения работников. И они его тоже благословляют в ответ. О чем это говорит? Вооз — заботливый хозяин, любит своих людей, верит в Бога, живет этим, говорит об этом другим. И все его любят.
Он заметил Руфь, спросил, кто такая. Слуга рассказал о ее трудолюбии и заботе о свекрови. Представьте себе Руфь сейчас. Как она выглядит? Все в поту, грязи. Но Вооз видит ее красивое сердце и первым начинает с ней разговор (настоящий лидер). Он называет ее «дочь моя», что может говорить о том, что он старше, или что он хочет защитить ее в отсутствии отца, мужа и братьев.
По закону он должен был позволить ей подбирать колосья, только и всего. Но что он делает? Уговаривает ее оставаться на его поле постоянно, знакомит ее со своими служанками (подруги ей), приказывает мужчинам-слугам не обижать ее, дает ей воду (очень ценная вещь в Израиле!). Все это не по закону, не потому, что он должен, а потому, что он добрый и заботливый — по благодати.
Руфь поступает как настоящая женщина — она принимает заботу о себе с благодарностью. Ей легко уважать того, кто добр к ней. Но она и мудра — «почему ты так себя ведешь по отношению ко мне?» Хочет знать истинную причину его поступков.
Вооз отвечает, хваля ее за заботу о свекрови и за смелость оставить все позади и прийти в незнакомую страну за Богом. Потом он молится за Руфь — называя ее маленькой птичкой, прилетевшей по сильное крыло Бога. Интересно, что он не просто молится, но и сам отвечает на свою же молитву. В этом пример для нас — если мы можем что-то сделать, нужно сначала помолиться, а потом сделать для человека все, что мы можем.
Руфь очень благодарна Воозу за все что он для нее сделал, хотя она не была этого достойна. Он позаботился о ее физических нуждах, но также и о ее сердце.
Мы видим, что Руфь была ненавистной маовитянкой, но Бог спас ее и благословил. Он сделал это через человека — Вооза, настоящего мужчину, который ходил с Богом и служил Ему. Для Бога мы все — язычники, недостойные Его милости, но, как и Вооза на поле, Он послал Христа на землю позаботится о нас и дать нам благодать.
Молитва и песня. Мы пели Ин 3:16.