Четвертая глава с 1 по 12 стихи
Вначале хорошо бы вспомнить, что было в истории до этого момента. Также дает возможность детям потренироваться в пересказе.
Итак, мы видим, что Вооз оставляет свой урожай и идет в город, уладить все юридические дела, чтобы жениться на Руфи. Это для него приоритет.
Он приходит к городским воротам — это было место всех сделок и решения юридических дел. И опять, как и когда Руфь «случайно» пришла на поле Вооза, также «случайно» у ворот появляется нужный ему родственник (помните, мы говорили, что случайно ничего не бывает, за всем стоит Бог).
Интересно, что автор называет по имени всех других героев этой истории, кроме этого родственника. О чем это может говорить? В принципе, он довольно важен для рассказа. Может, он просто не очень стоящий человек?
Вооз быстро собирает необходимое для решения дела количество старейшин (мне нравится, как он командует всеми — сядьте здесь! — показывает его инициативность, деловую хватку, а также то, что он уважаем даже среди старейшин, они его слушаются). Потом он начинает говорить о деле: у Ноемини есть земля, которую она хочет продать, чтобы выжить. В то время был необычным тот факт, что женщина владела землей. Еще необычнее было то, что она хочет ее продать — показывает, что она в крайней бедности, деньги от продажи нужны, чтобы выжить. Это значит, что от рода Елимелеха не останется и следа — великая трагедия для того времени, и она почти неотвратима.
По закону в такой ситуации было предпочтительней, чтобы землю выкупил близкий родственник. Безымянный родственник был ближе к Ноемини по родству, чем Вооз — значит, у него было законное право первым выкупить землю. Вооз пытается заставить родственничка незамедлительно принять решение, если же тот не может или не хочет, Вооз готов это сделать сам, он тоже родственник, у него тоже есть право.
К сожалению, глаза у родственника оказались завидущие, он не упустит распродажу и купит землю. Соответственно он получит и Руфь с Ноеминью в придачу. Значит Руфь и Вооз не смогут пожениться. Вооз мог просто смириться с его решением (слабохарактерный поступок) или же нарушить закон, чтобы достичь желаемого (грех). Но он выбирает другой путь — он борется за любимую, пытаясь повернуть разговор так, как выгоднее ему (мудрость). Он говорит, что есть отягчающие обстоятельства — родственничку придется не только выложить какую-то сумму денег за землю, но и взять на попечение двух вдов, взять Руфь (Моавитянку!) в жены и дать ей сына, чтобы продолжить род Елимелеха. Скорее всего родственничек не знал Руфь лично, не знал, что она благочестивая женщина, но был наслышан, что все моавитяне — не лучшие кандидаты в жены. Обманул ли Вооз родственничка? Нет, просто он требует немедленного решения, показывая все отягчающие обстоятельства сделки. Может быть, у родственничка уже была жена и дети, покупка земли может обернуться огромными допролнительными расходами и конфликтами в семье.
Родственничек в ужасе. Если у них с Руфью будут дети, то они станут наследниками, лишив доли наследства уже существующих детей. Все это тяжело, лучше не ввязываться. Он отказывается. Это дает возможность Воозу легально женииться на Руфи. Вооз тут же решает подписать соглашение — родственничек дает ему свой один сапог. Это было все равно, что при свидетелях подписать необходимый договор.
Как ведет себя Вооз при заключении этой сделки? Как он ведет дела? Какие черты своего характера обнаруживает? Он умный, решительный, подчиняется закону, честно ведет дела. Скорее всего, он состоятельнее, чем родственничек (может быть, потому что старше?). Все это дает ему возможность взять в жены любимую женщину. Он чем-то похож на Елимелеха — настоящий мужчина, решительный. Но отличие между ними велико — Елимелех полагался лишь на собственную мудрость, что и привело к краху семьи и страданиям женщин в его жизни. Вооз же полагается на Божье благословение и соблюдает Его заповеди — это ведет к благословению женщин, которые с ним, и благочестивому наследию.
От радости Вооз произносит длинную речь перед собравшимися, обещая выкупить всю землю, заботиться о женщинах, продолжить линию Елимелеха и Махлона. Все это связано с большими расходами, но он не смотрит на это. Он был благословением всем, кто его окружает в книге — начиная от слуг и кончая Руфью. Он достоин подражания всеми мужчинами.
Все присутствующие в ответ просят благословения на Вооза, Руфь и детей, которые они верят, что Бог даст им. Они сравнивают Руфь с Рахилью и Лией (известными женщинами в истории Израиля), что означает, что они принимают ее за равную, как сестру. Имя Вооза прославилось не только в Вифлееме, но и по всей земле, через 3 тысячи лет его пример все еще оказывает влияние на мужчин и воодушевляет женщин.
От Вооза через два поколения родился великий царь Давид, а поже и сам Иисус Христос.
Чарльз Сперджин называл Христа «нашим великим Воозом», показывая сходство между ними:
1. Как и Вооз был родственником Ноемини, Иисус стал человеком, подобным нам, чтобы нас искупить.
2. Как Вооз имел возможность выкупить Руфь, так и Иисус, живя безгрешно, смог выкупить нас от греха.
3. Как Вооз хотел выкупить Руфь, так и Иисус по собственному желанию пошел совершить дело нашего искупления.
4. Как и Вооз, заплативший цену за выкуп Руфи, Иисус заплатил своей жизнью за наше искупление.
5. Как Вооз все сделал сам для выкупа Руфи, Иисус все сделал Сам для нашего спасения, мы просто принимаем его.
6. Как и Вооз, Иисус любит свою невесту — церковь.
7. Как и Вооз, выкупивший и Руфь, и землю, Иисус искупил и нас, и все творение.
8. Как и Вооз, Иисус дает обещания и выполняет их.